友情链接: 三级片在线观看 三级片电影 伊人大香蕉 大香蕉伊人 韩国伦理电影 日本伦理电影 澳门上葡京 葡京国际娱乐赌场 澳门上葡京官方网站 澳门葡京国际 上葡京国际 葡京国际在线 葡京网上娱乐 老葡京赌场官方网站 澳门葡京网上娱乐 葡京网上娱乐 上葡京备用网址 上葡京登录 上葡京娱乐平台 澳门葡京网址 老葡京娱乐 葡京游戏网址 葡京娱乐网站 葡京网站赌博 葡京网上娱乐赌场 葡京安全上网导航 葡京彩票官网 葡京游戏城 手机棋牌游戏平台 葡京娱乐场网站 上葡京最大赌场 澳门上葡京赌场 澳门葡京游戏中心 上葡京娱乐场网站 葡京开户网址 澳门葡京官方网址 澳门葡京官网网址 澳门葡京平台 澳门葡京赌场注册 澳门葡京会员注册 澳门葡京赌场开户 澳门葡京会员开户 澳门葡京官网注册 澳门葡京导航 澳门葡京代理开户 葡京真人开户 澳门葡京投注 葡京注册送钱 葡京平台开户 葡京开户网站 澳门葡京娱乐网站 澳门葡京网投 葡京开户 澳门葡京国际娱乐 澳门葡京赌场 澳门葡京博彩 澳门葡京集团 澳门普京 澳门葡京 葡京娱乐官网 葡京在线 葡京下注网址 澳门葡京网上娱乐 葡京代理注册 澳门葡京代理注册 澳门葡京在线 在线葡京 在线澳门葡京 葡京投注网址 澳门葡京投注网址
СССР- карнавальная империя. Огонь истории

«

»

Окт 09 2017

СССР- карнавальная империя

Союз Советских Социалистических Республик возник в декабре 1922 года и окончательно распался в декабре 1991 года, прожив 69 лет. Время функционирования для державы совсем небольшое. Столь быстро обычно гибнут искусственно образованные государственные системы, не сумевшие оформить ни национальную элиту, ни традицию. Тем более никакой оккупации территории врагом не было и сапог чужого солдата не попирал камни Красной площади. Экономически более слабые государства выжили, а СССР пал. Пример КНДР и Кубы − налицо. И, естественно, возникает некий вопрос о причинах падения Советского Союза.
Если подойти к решению этой загадки, основываясь на теории карнавала М. Бахтина, то многое станет ясным.

Бахтин в своей работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» писал: «Материально-телесный низ и вся система снижений, перевертываний, травестирований получали существенное отношение к времени и к социально-исторической смене. Одним из обязательных моментов народно-праздничного веселья было переодевание, то есть обновление одежд и своего социального образа. Другим существенным моментом было перемещение иерархического верха в низ: шута объявляли королем, на праздниках дураков избирали шутовского аббата, епископа, архиепископа, а в церквах, непосредственно подведомственных папе, – даже шутовского папу. Эти шутовские иерархи и служили торжественную мессу; на многих праздниках обязательно избирались эфемерные (однодневные) короли и королевы праздника, например, в праздник королей («бобовый король»), в праздник св. Валентина… От надевания одежды наизнанку и штанов на голову и до избрания шутовских королей и пап действует одна и та же топографическая логика: переместить верх в низ, сбросить высокое и старое – готовое и завершенное – в материально-телесную преисподнюю для смерти и нового рождения (обновления)… И вот все это и получило существенное отношение к времени и к социально-исторической смене. Выдвигался момент относительности и момент становления в противовес всяким претензиям на незыблемость и вневременность средневекового иерархического строя. Все эти топографические образы стремились зафиксировать именно самый момент перехода и смены – смены двух властей и двух правд, старой и новой умирающей и рождающейся. Ритуал и образы праздника стремились разыграть как бы самое время, умерщвляющее и рождающее одновременно, переплавливающее старое в новое, не дающее ничему увековечиться. Время играет и смеется. Это – играющий мальчик Гераклита, которому принадлежит высшая власть во вселенной («ребенку принадлежит господство»). Акцент лежит всегда на будущем, утопический облик которого всегда присутствует в ритуалах и образах народного праздничного смеха».
СССР изначально сформировался как карнавальная империя на части земель насильственно умерщвленной Российской Империи. Он возник как государство, озабоченное «телесным низом» с акцентом построения «прекрасного далеко». Перед нами этакий вариант секуляризированного хилиазма, где предполагался рай на земле, но без Бога. В этом раю должны были быть максимально удовлетворены все материальные потребности. К этому звали, к этому стремились, хотя бы и на бумаге.
Если обратить внимание на смены властителей, то обнаруживается, что новая власть неизменно объявлялась совершенной, в тоже время старая власть обвинялась во всех грехах, которые мешали сотворению светлого коммунистического будущего. Иосиф Сталин был осужден за «культ личности» и репрессии, Никита Хрущев – за «волюнтаризм», Леонид Брежнев – за «застой». Исключение составил только Владимир Ленин. Но здесь по- иному и быть не могло. На основателя советского государства покушаться представлялось делом невероятным. Облик Ленина (в реальности не успевшего поучаствовать в практическом конструировании СССР) оформился в личину божества и, одновременно, культурного героя, вроде «пролетарского» Кецалькоатля, даровавшего все блага обществу строителей коммунизма. И советский атеизм ни в коем случае нельзя рассматривать как атеизм чистопородный. Перед нами типичный образчик неоязычества с оккультной и пантеистической подоплекой. Не верите, так прочитайте текст Льва Ошанина, ставший весьма известной песней в СССР:

Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!

Чем не гимн в стиле «лжеименного гнозиса» и античного язычества?
Съезды партии являлись пародией на Вселенские Соборы Православной Церкви. Каждый съезд объявлялся непогрешимым и давшим окончательные указания по созиданию социализма в стране, но через некоторое время решения его переиначивались чуть ли не полностью на очередном съезде, который объявлялся непогрешимым. Нормальная карнавальная текучка, как не крути.
Вообще, СССР переполнен карнавальными масками. Их носят, буквально, все. Государство само надело личину Византийской (Ромейской) империи – всегда прав новый император и не столь важно, как он достиг власти: путем переворота или по наследству. Главное, чтобы он получил идеолого-религиозную легитимность.
В Советском Союзе эта легитимность достигалась через признание нового вождя очередной реинкарнацией Ленина на съезде КПСС (ВКП(б)). Даже термин был придуман – «верный ленинец». Любые политические и экономические решения принимались «по заветам Ильича» и в соответствии с марксистко-ленинской теорией. Сама КПСС примерила на себя маску Церкви. Но шапка оказалась не по Сеньке. Западники, обрядившиеся славянофилами, неоязычники, увенчанные атеистическим шутовским колпаком, материалисты и потребители, живущие весьма неплохо в дне сем, но рекомендующие населению страны трудиться ради коммунизма и потомков, держались лишь за счет того, что держава погрузилась в перманентный карнавал.
В качестве идеалов для подражания людям представлялись официально герои Великой Отечественной войны, космонавты и победители «социалистического трудового соревнования», но, фактически, думами масс владели киноактеры, деятели эстрады и популярные писатели. Именно, от последних ждали напутствий, советов и рекомендаций даже в житейских вопросах. Они, а не те же космонавты, почитались вроде гуру. Плюс к этому добавлялось господство «священного» писания Маркса, Энгельса и Ленина с добавлениями в зависимости от периода правления трудов Сталина, Хрущева, Брежнева. Отклонение от марксизма-ленинизма с неизбежностью признавалось ересью с соответствующими последствиями для «еретиков» (часто мнимых «еретиков»).
Советский Союз вел и экспансию, как нормальная империя. Только эта экспансия диктовалась не задачами развития его, а пресловутым интернационализмом. Если СССР приходил на помощь какому-нибудь государству, то требовал насаждения идеологии социализма. И наоборот, любой племенной вождь в той же Африке, поднявший красный флаг над своим шатром, как правило получал поддержку от «первого социалистического государства».
Подлинные имперские интересы всегда приносились в жертву идеологии. Так что и международная политика характеризовалась обычной карнавальностью, сказывающейся при решении серьезных внешнеполитических проблем. Из-за этого социалистического карнавала возникла весьма пренеприятная ситуация в Афганистане и из-за этого же потеряли контроль над такими странами как Сомали, Южный Йемен, Ирак и т. д. А ведь геополитически мы должны были держаться за них зубами. Но карнавальная упоротость в марксизме-ленинизме сыграла с СССР плохую шутку.
Карнавальная империя носила зародыш кончины в самой себе. Не случайно в нормативном итальянском карнавале присутствует маска беременной смерти. Республики в СССР, конечно, не являлись полноценными государствами, но обладали готовой атрибутикой независимых стран: столицами, гербами, флагами и политическими партиями (отдельными коммунистическими партиями, пусть формально и находящимися в составе КПСС). Центр, парадоксально, по карнавальному, сам подготовил региональные элиты, которые в любой момент могли ему изменить из-за меркантильных интересов своих. Так же были созданы и органы управления республиками, и законодательство и т. п. Удерживали всё в едином кулаке только господствующая идеология и воля к власти Центра.
Но карнавал не в состоянии длиться вечно. Оказалось, достаточным ослабить идеологическое давление (то есть снять маски), как СССР затрещал по швам. Интернационализм показал свою неэффективность в полном объеме, так как он пропагандировался через стимулирование национализмов (прикрытых коммунистической тогой) в республиках и идеологическим (вкупе с экономическим, политическим) подавлением имперского русского суперэтноса.
Карнавал закончился потому что приелся и надоел. Он ведь не укоренен в Вечности и оперирует примитивными инстинктами. Настоящая Империя находит свои границы за приделами земной жизни, а карнавальная империя намертво схвачена «материальным низом». Таким образом, СССР был обречен на распад уже при рождении. Карнавал совершается при помощи ресурсов до него накопленных. Они исчерпываются и карнавал затихает.
Маски никогда не заменят лица, вождь-лицедей – царя, а идеология − Бога.

comments powered by HyperComments

Об Авторе

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, корреспондент информационного митрополичьего центра «Православное Осколье»