«

Дек 06 2017

Эдесса и Россия. Слово о мучениках и исповедниках Гурии, Самоне и Авиве

Эдесса. Современный турецкий населенный пункт Шанлыурфа. Ныне один из рядовых городов в Турецкой республике. Пески времени похоронили его былую славу. Еще тысячи лет назад сыны Хета строили здесь свои крепости. Праотец Авраам останавливался на пути в Харран. И до сих пор туристам со всех концов света показывают источник, в котором, по легенде, исцелился от проказы праведный Иов.
Эдесса. Сколько раз стены города осаждали враги: эфталиты и персы, арабы и турки. Сколько сюда сходилось караванов аж из самой Индии, привозивших редкие товары для всего Средиземноморья.
Но не этим славен город. Здесь торжествовала святость, и верой во Господа нашего Иисуса Христа жили мученики и исповедники. И другого-то и быть не могло. Первая икона – Нерукотворный образ Спаса, пришла сюда по воле Бога, и от нее получил исцеление правитель Авгарь. Эдесса являлась первым христианским государством. В Римской империи еще господствовали язычники, а в Эдессе уже построили первый дом Божий.

Посещал ли многострадальный Иов Эдессу или нет, то мы доподлинно не ведаем. Но вспомним книгу Иова. И припомним, что больше всего нужно было праведнику. Испытывая незаслуженные мучения, он отказался хулить Бога. Святой Иов говорит: «Вот, все это видело око мое и заметило для себя. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом» (Иов 13, 1-3). Праведник Иов рассуждает как истинный юродивый! Иов – не атеист, не богоборец, его цель даже не в том, чтобы понять смысл постигших его несчастий, ему просто претит удаленность человека от Бога, ему нужен сам Бог и никак не меньше (Иов 42, 1-6). Наследие праведного Иова восприняли христианские мученики, в том числе и в Эдессе.
В России ноябрьская метель – не случайность, а чаще всего реальность природы. В Эдессе ноябрь не такой уж и холодный месяц, плюсовая температура – обычная норма. Но именно в ноябре православные христиане чтят память мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. И славят от Москвы и до Камчатки их не под жарким  солнцем, но иногда среди мраза и слякоти, среди снежных буранов и пронизывающих ветров, приходя сквозь непогоду в храмы.
IV век от Рождества Христова очень далек от столетия XXI-го. Но, несмотря ни на что, остается все та же правда, правда Христова. Ею можно измерить жизнь человека.
Люди того времени не были хуже или лучше нынешних поколений. Мученичеством ответило христианство на гонения язычников Рима и Персии, новомучениками ответила Русская Православная Церковь на гонения безбожников в XX веке. Святостью тушится пожар распрей и распада. И ничем иным.
Император Диоклетиан гонения на христиан начал ради государственных интересов (так, как их он понимал). И, конечно, его слуги и подчиненные не могли не следовать указаниям властителя, ведь от этого зависела их карьера, чины и награды. Ради своего успеха, ради личного благополучия они старались отличиться. Очень на них похожи и те, кто репрессировал православных христиан в России. Идейность здесь не имеет значения. Хоть «старым» язычникам, хоть «новым» важным представлялось чисто материальное преуспеяние. И поэтому они так стремились сломить последователей Господа. В ход пускались все средства и методы. Коварство, лесть и ложь не считались предосудительными.
Примерно около 303 года правитель Антиохии Мусоний приказал арестовать эдесских христиан. Но потом решил, что следует быть более хитрым, и приказал отпустить христиан, но оставил в темнице священников Гурия и Самона. Мусоний отлично понимал, что если сумеет заставить святых принести жертвы идолам, то нестойкие души легко отвернутся от учения Христова. Но пастыри Христовы Гурий и Самон, претерпевая нечеловеческие мучения, отказывались предать Бога Слово. Мусоний вновь и вновь требовал отречения от Творца. Но мученики стояли в вере твердо: «Мы уже сказали, что наши вера и слово неизменны. Делай то, что приказал император. Ты имеешь власть над нашими телами, но не над душами».
На последний суд их доставили стражники с трудом, святые после мучений еле-еле могли передвигаться. А перед казнью даже палач попросил их молиться о нем, ибо видел, что творит неправое дело, но и отказаться не мог по своей слабости. Мученики были усечены мечом за городом. И торжественному погребению их Мусоний помешать не мог. Его план провалился.
Около 309 года император Лициний тоже начал гонения на христиан. Он полагал, что христиане не поддержат его в разгоравшейся гражданской войне. В Эдессе приказ Лициния ринулся исполнять местный начальник Лисаний. В это время диакон Авив проповедовал в Эдессе, ходил и по округе, читая и разъясняя неграмотным Святое Писание. Лисаний приказал схватить семью мученика Авива. Отчего-то богоборцы всегда стремятся взять заложников. Борясь со Христом, они неизменно покушаются и на все самое дорогое для человека в этой жизни.
Диакон Авив сам явился и сдался властям. У него имелась возможность скрыться, и даже командир отряда воинов, посланных совершить арест, предупреждал его. Своею жизнью, честностью и чистою верой святой Авив покорил и язычников. А сам правитель Лисаний не был милосерден. Не за своих богов и демонов он ратовал, но за дорогу к царскому двору боролся. Святой мученик и исповедник Авив был приговорен к сожжению на костре. Его тело верные извлекли потом из костра и захоронили рядом с мучениками Гурием и Самоном.
Читая жития новомучеников и исповедников Российских, сравниваешь их с житием мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Подвиг святости не меняется. И слова апостола Павла приходят на ум и западают в душу: «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13, 8).
Россия в первой половине XX века стала как бы Эдессой, со своими Лисаниями и Мусониями, которые ничто пред Богом и святыми Его. И когда понимаешь сие, невольно хочется молиться: «О, святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и безчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие. Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою Святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание. Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих ангелов, во еже избавится нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и неосужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

comments powered by HyperComments

Об Авторе

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, корреспондент информационного митрополичьего центра «Православное Осколье»