Манипуляция общественным сознанием. Ч. 1. Гашашены, «тюльпановая лихорадка» и королевский замок

Мир Двадцать первого столетия раздирают противоречия. Он разлетается клочьями направо и налево. Сознанию человека невозможно сконцентрироваться на чем-то цельном и завершенном. Впрочем, и сами люди теряют связи между собой, превращаются в блуждающие «атомы». Гордыня разъедает как кислота души и сердца. Каждый «атом» мнит себя центром Вселенной. Ради материального благополучия совершается отказ от духовных ценностей. Кому-то это приносит прибыль, кто-то упивается властью, а сотни и тысячи людей уверенно уничтожают свое будущее. Неслучайно вполне благополучные с экономической точки зрения нации вымирают, как и те этносы, что идут им во след. Падает рождаемость, исчезают природные ландшафты… Жизнь приносится в жертву соблазну безудержного потребления. Одним из «локомотивов» сего мерзкого процесса является манипуляция общественным сознанием. Давно пришла пора партизанских «диверсий». «Паровоз» должен пойти под откос…

Определений манипуляции в современной науке существует превеликое множество. Все же, по моему мнению, это явление наиболее удачно охарактеризовал американский ученый Г. Шиллер. По Шиллеру манипуляция – это «скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения». И еще он сообщает: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться».

Если не вдаваться в подробности, то манипуляторы всегда заставляют и отдельного человека, и общество действовать ради как-то целей, часто во вред интересам самого человека и общества. Манипуляторы тайно радуются своей проницательности и «мудрости» и относятся к манипулируемым, как к куче насекомых, которую и сжечь совершенно не жалко. Человеческая личность при использовании манипулятивных технологий превращается в марионетку, а общество рассматривается вроде кукольного театра Карабаса Барабаса.

Одним из главных признаков манипуляции является наличие лжи. Причем ложь оправдывается, но «право» на ложь манипуляторы оставляют только за самими собой. Остальным же людям под разными видами идеологических соусов навязывается она в качестве правды. Массовая дезориентация населения всегда приводила к самым страшным последствиям. Манипуляторы, создавая абсолютно искусственную реальность, старались заставить большинство людей в данной реальности жить как будто ничего и не происходит. Как же здесь не вспомнить интересную африканскую поговорку: «Человек, оказавшись среди крокодилов, имеет шанс выжить, если знает, что вокруг крокодилы. Если же охотник полагает, что вместо крокодилов он видит кроликов, то его и постигнет судьба кролика».

Но обратимся к истории.

В XI веке на территории Персии, попавшей под власть Сельджукского государства, жили три друга, учившиеся у одного учителя: Низам аль-Мульк, Омар Хайям и Хасан ибн Саббах. Друзья дали клятву, что тот, кто первым добьется в жизни успеха, обязательно поможет и другим сотоварищам. Низам аль-Мульк стал визирем при дворе сельджукского султана и выполнил свои обязательства: Хайяму как математику и поэту дал пенсию, а Хасану обеспечил хорошую должность. Но через некоторое время Низам узнал, что «друг» Хасан уже копает под него и метит в визири. И ничего не оставалось аль-Мульку, как изгнать предателя и из дворца, и из города. Лучше бы он этого не делал…

Хасан ибн Саббах был тесно связан с исламской сектой исмаилитов и являлся основателем ордена средневековых убийц – ассасинов, иначе гашашенов. Обманом Хасан захватил горную крепость Аламут, где и стал выращивать фанатиков-душегубов. Кроме того, ибн Саббах проповедовал легенду «о скрывшемся имаме» — истинном наследнике власти в мусульманских землях. Естественно, что все распоряжения от имени сего имама всем остальным правоверным передавал сам Хасан, как доверенное лицо…

Обработку потенциального ассасина Хасан довел до совершенства. Прежде всего, использовался… гашиш. Юноша, пришедший для «обучения» к «Старцу Горы», в особом помещении получал пищу с добавленным наркотиком (не зная об этом!) и засыпал… Проснувшийся адепт оказывался в мусульманском раю. Обнаженные гурии прислуживали ему, вино текло рекой, сладостно пели птицы. Молодой человек впадал в экстаз. Затем засыпал снова. И теперь уже переносился в настоящий мир, в грязную комнату, где перед ним стоял стакан воды и лежала черствая лепешка…

Ради того, чтобы обязательно попасть в «рай» человек был готов на любые преступления. Такого вот фанатика и использовал Хасан ибн Саббах для убийства Низама аль-Мулька. Тысячи оболваненных гашашенов стали верными исполнителями приказов Хасана. Убийцы не боялись смерти, но гнева «Старца Горы», ибо только сам Хасан мог указать «правильный» путь в мир вечного благоденствия. Секта гашашенов просуществовала вплоть до XIII в., когда монголы, захватившие Персию, разрушили все крепости и замки ассасинов. В историю три бывших друга вошли: Низам аль-Мульк как великий политик, Омар Хайям как известнейший поэт, а Хасан ибн Саббах как один из самых чудовищных манипуляторов и наставник средневековых фанатиков-живорезов. История все вроде бы расставила на положенные места, но… Уже в XXI веке Голливуд (по компьютерной игрушке) снял художественный фильм «Принц Персии», где Аламут представили в качестве святыни, а имя Низам придали очередному поруганию. Зло и добро в который раз насильно перекрасили. Видимо есть в современном мире почитатели «таланта» Хасана ибн Саббаха…

В средние века все же массовым сознанием манипулировать было тяжело. Даже Хасан вынужденно создавал свою фантастическую реальность в особых условиях. Настоящее манипулирование развернулось только с приходом капитализма, ростом городского населения и упадком религиозности. Пожалуй, можно утверждать, что распространение протестантизма с его духом обмирщвленности и преклонением перед богатством, стало вероятным манипулирование в масштабах целых стран…

Перенесемся с Востока на Запад и возьмем в спутники тюльпан.

В первой половине XVII века Голландия (точнее Объединенные Провинции) погрузилась в «тюльпановую лихорадку». Первоначально редкий восточный цветок превратился в объект грандиозных спекуляций и денежных махинаций.

Тюльпаны среди королевских домов ценились высоко, иметь их было престижно, например, как в нынешней России «Бентли». Голландцы первыми смекнули, что к чему. И стали разводить и продавать тюльпаны. Распускались самые изощренные слухи о босяках, ставших в одночасье миллионерами. А слухи – явный элемент манипуляции! Открывались биржи, где стали торговаться уже не сами партии цветов, а бумажные контракты на поставку луковиц тюльпанов. Стоимость цветов взлетела до небес. За одну луковицу малораспространенного сорта легко можно было купить 30 коров. Луковицы давали девушкам в приданное и от женихов не было отбоя. Страна сошла с ума. Бедные и богатые, купцы и портовые грузчики – все старались обогатиться. О том, что «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное» было забыто напрочь. Идеология крайнего протестантизма (с догматом предопределения) сыграла с голландцами гадкую шутку. Ведь как рассуждали жители Объединенных Провинций: «Господь изначально одним предопределил спастись, а другим попасть во ад. Как же определить, кто спасется, а кто сгинет? Очень просто. Грешнику и в этой жизни будет плохо, а праведник будет богат и славен». Да, только после 1636 года большинство голландцев вдруг ощутили себя грешниками. Тюльпановые спекуляции закончились и толпы, разоренных и потерявших даже свой кров людей заполнили улицы.

Сама же Голландия пальму экономического лидерства в Европе уступила Англии. Ведь в годы «тюльпановой лихорадки» и рыболовство, и кораблестроение и разведение домашнего скота пришли в упадок, ибо всем хотелось легких и быстрых денег.

Слухи создали «тюльпановую лихорадку», слухи же и похоронили ее.

А теперь отправимся во Францию периода революции конца XVIII века. Здесь слухи тоже использовались как инструмент манипуляции и, фактически, подняли все слои народа против короля Людовика…

День 22 июня 1789 года вошел в историю революции как «Великий Страх». Одновременно в отдаленнейших друг от друга городах и деревнях начали распространяться, так называемые указы короля. По улицам скакали неизвестные гонцы и озвучивали следующее: «Королевский указ. Король повелел сжечь все замки; он желает иметь только свой собственный!» Посланцы размахивали печатными текстами, снабженными печатями, впрочем, никому и, не давая их прочесть. Люди попались в эту лавушку-манипуляцию. Из столицы доходили лишь невнятные слухи. Дворяне вооружились, чтобы отстоять свою собственность, а плебс городов и крестьяне, для того чтобы выполнить «указ» короля. Полилась кровь. Доверие к власти рухнуло…

Так и хочется воскликнуть вслед за знаменитым кардиналом: «Франция, где твое Крещение?» Господь наш Иисус Христос ведь никогда не призывал к мятежам и бунтам против законной власти…

Манипуляторы прошлых столетий, несмотря на их беспринципность и лживость, кажутся вполне невинными ёжиками перед их же собратьями XX-XXI вв. Ну, не было тогда электронных СМИ, да и газеты читались людьми мало. Сейчас иное время. Но это уже другой разговор…

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.
Александр Гончаров

Об авторе Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Комментарии запрещены.