Вера мучеников Маккавеев

В мире XXI века не подвергается сомнению идея о том, что экономика определяет бытие человека. По сути, считается, что если люди живут сытно и комфортно, то в этом они и достигают наивысшего счастья.
Только в истории человеческого рода эпохи благополучного материального состояния неизбежно сменялись катастрофами. Многие цивилизации древности гибли на пике своего материального процветания. Не спасали ни великолепные дома и дворцы, ни удобства, ни разнообразие в развлечениях и питании. За видимым процветанием неизбежно возникала тень разложения и гибели. Недаром мы находим в Священном Писании:

«Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут».

(1 Фес. 5, 3)

А если мир разрушен, народ раздроблен и слаб, государство порабощено соседями, призывы к достижению утерянной сытости не спасают. Даже апеллирование к национальному достоинству не спасает.
Что же остается тогда человеку, который видит это все? Только одно – надеяться на Бога.
Древняя Палестина на протяжении тысячелетий находилась на перекрестке, где сталкивались между собой крупнейшие и мощнейшие державы Средиземноморья и Переднего Востока. Здесь прошлись армии Хеттского государства, Ассирии, Вавилона, Египта и Персии.
Во II веке до Рождества Христова на территории бывших Иудеи и Израиля господствовала Селевкидская держава, возникшая на развалинах империи, созданной великим завоевателем Александром Македонским. Цари Селевкиды из греческого рода постоянно вели войны с греческими же правителями Египта из династии Птолемеев. Палестина их привлекала как опорная база для походов во владение противника. Еврейский народ и другие народности Палестины в большой военно-политической игре рассматривались только как «винтики», и не более. Единственное, что требовалось – так это полное подчинение завоевателям.
К этому времени евреи, потерявшие свою государственность и почти полностью свой язык (в Палестине распространились арамейский и греческий языки), находились в состоянии культурного и религиозного упадка. Даже первосвященники в Иерусалиме принимали чужую культуру и греческие имена и не стеснялись открыто распространять язычество на улицах Святого города. В Иерусалиме взяточничество, продвижение на доходные должности родственников, политические и заказные убийства стали нормой жизни. Первосвященника Иасона, отправлявшего пожертвования к играм в честь «обожествленного» Геркулеса и известного как организатора кровавого избиения политических врагов, современники прямо называли безбожником, а не первосвященником (2 Мак. 4, 13-20). Но вера в Единого Бога продолжала жить. Только она и защищала само существование еврейского народа.
Страшные испытания ожидали иудеев в период правления царя Антиоха IV Епифана (175-168 гг. до Р. Х.). Этот селевкидский правитель решил насильственно эллинизировать все еврейское общество.
Антиох захватил Египет, но окончательно его поработить ему не дало вмешательство Римской империи, уже набравшей силу и в Восточном Средиземноморье. Но от своих планов правитель не отказался. Палестина для него приобрела особое значение. А поэтому он решил сделать из нее покорную и бесправную провинцию.
Ветхий Завет сообщает:

«Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, – храмом Юпитера Странноприимного.
Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.
Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.
И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.
Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.
С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса…
Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и за это, привесив к сосцам их младенцев и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены.
Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмый день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня».

(2 Мак. 6, 1-11)

Иерусалим был разграблен.
Сам Антиох Епифан, прибыв в Святой город, в Иерусалимском храме, превращенном в святилище Зевса, лично на алтаре заколол жертвенную свинью.
Восстание против притеснителей веры возглавила семья священника Маттафии. Прозвище Маккавей получил его третий сын – Иуда. В переводе с древнего арамейского языка «маккавей» («маккава») означает «молот». Боевые молоты тогда использовались в войнах постоянно. А по древним иудейским толкованиям это слово является аббревиатурой древнееврейского стиха (Исх. 15, 11): «Кто, как Ты, Господи, между богами?». Своим прозвищем Иуда Маккавей подчеркивал, что выступает против многобожия и язычества во всех видах.
Маккавеи развернули настоящую партизанскую борьбу против сирийских войск из Селевкидского государства и против тех, кто предал Бога и встал на сторону врага.
Знаменем восставших стал мученический подвиг за веру старца Елеазара и его учеников – семерых братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла и их матери Соломонии.
Старца принуждали принести жертвы языческим богам и съесть жертвенного мяса свиньи. Но 90-летний книжник отказался, несмотря на то, что ему предлагали жертвоприношение сделать фиктивным. За что его зверски умертвили.
Отроков Маккавеев доставили на суд самого Антиоха Епифана. В ответ на требование царя принести жертвы идолам старший из братьев сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». За это его подвергли жесточайшим мучениям, отрезав руки, ноги и язык. Этим пытались устрашить его братьев. Но ничего не вышло. Все юноши приняли мученическую смерть. Когда в живых оставался младший из братьев, один из палачей попытался уговорить мать Соломонию спасти последнего сына и заставить его есть идоложертвенное. Святая Соломония сказала сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». Она скончалась рядом с телами замученных язычниками сыновей.
Семь мучеников Маккавеев явили собой стойкость в вере. А их образы стали прообразами подвигов христианских мучеников всех времен и новомучеников Церкви Русской, пострадавших за Бога Живого в дни лихолетья уже в XX веке.
Восстание Маккавеев победило. Сирийцев изгнали за пределы Святой земли. Было восстановлено Иудейское государство, а Иерусалимский храм очищен от скверны. В 140 г. до Р. Х. на общенародном собрании второй сын Маттафии Симон Маккавей был провозглашен первосвященником и князем…
Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих бесед о мучениках Маккавеях, написанных в Антиохии (бывшей столице Селевкидского государства) сказал:

«Что и говорить о старце и юноше, когда и женщины выходили на эти подвиги и получали светлые венцы? На мирские ратоборства, требующие известного и возраста, и пола, и звания, не допускают ни рабов, ни женщин, ни стариков, ни детей; а здесь поприще со всей свободой открыто для всякого звания, для всякого возраста и для всякого пола, дабы ты познал щедродательность и неизреченную силу Учредителя этого подвига и видел на самом деле подтверждение апостольского изречения: «сила Его совершается в немощи» (2 Кор. 12,9), потому что, когда дети и старцы оказывают силу сверхъестественную, то совершенно ясно видна благодать действующего в них Бога».

Бог поднимает до высот святости и слабых, и старых, и сильных, и молодых. Высшее равенство достигается через святость.
События, произошедшие в древней Палестине, на самом деле не так уж и отдалены от нас и нашей земли, хоть во времени, хоть в пространстве. Кровь мучеников Маккавеев помогла возродиться Иудее. А благодаря крови новомучеников Российских, может быть, существует современная Россия. По-другому и представить себе нельзя. Вера спасет государства и нации, а безверие разрушает. Святостью держится земля до скончания веков.

Александр Гончаров

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: