Россия как икона

Веками русский человек великолепно знал, что такое Православие и какую роль играет в христианском храме икона. Русский христианин при встрече с другим человеком просто кланялся ему, ибо каждый смертный есть образ и подобие Божие, то есть живая икона.
Преподобный Феодор Студит писал когда-то:

«То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное».

В православном понимании икона необязательно должна быть написана красками. В качестве своеобразной иконы может выступать даже фотография любого из новомучеников Российских.
Для того чтобы полноценно раскрыть тему, нельзя обойтись без небольшой оговорки. Ныне после, казалось бы, нескончаемых лет полного господства примитивного материализма, а затем и откровенных потребительских верований в нашей стране приходится заново постигать все то, на чем стояла русская духовность и российская культура. Сложно идти этим путем. Изменились мысли, идеи и приоритеты. Сказать на ТВ, что ты – атеист, легко и комфортно. Вас сразу же сочтут «свободомыслящим» человеком. Но ежели Вы начнете что-нибудь говорить против кумиров современного общества: актеров, писателей или режиссеров, обструкция гарантирована на сто процентов с хвостиком. Всенепременно раздастся грозный рык: «Не сметь трогать святое и супергениальное!» Если Вы начнете с умным видом рассуждать, как обезьяна превратилась в человеческое существо в результате миллионолетней эволюции, Вам обязательно поддакнут: «Ах, это научно…» Попробуйте оспорить сию точку зрения и предложить выводить род людской от Адама и Евы – вас тут же попытаются элементарно заткнуть. Ну, нравится «образованному» люду происходить от обезьяны, не имеющей души, дарованной Богом человеку!..
Однако вернемся к иконе настоящей и привычной, без коей нельзя представить ни величавый многокупольный собор, но старенькую деревенскую церквушку.
Изначальные христианские иконы появились еще в I веке от Рождества Христова. По Преданию, первейшей иконой считается «Спас Нерукотворный» на убрусе – дар самого Иисуса Христа государю Эдессы Авгарю. Современная археологическая наука фиксирует появление ранних христианских изображений  в районе 79 г., найденных  в городах Помпеи и Геркуланум, погибших в результате извержения Везувия. Чуть более поздним временем датируются фрески на библейские и чисто христианские сюжеты в римских катакомбах  и катакомбах Дура-Европос (Междуречье), где уже от II века  к нам дошел лик Девы Марии.
В соответствии с православной традицией определяется, что первым иконописцем был апостол и евангелист Лука. Он создал икону, посвященную событиям Пятидесятницы и запечатлел образ Божией Матери.
С давних пор иконописцы старались передавать лики святых на иконах, но главным для них являлась трансляция не внешнего физического вида (хотя и к этому тоже стремились по возможности), а внутреннего состояния человека (возлюбившего Бога всем сердцем), которое оживотворяло и тело.
Развитие иконописного мастерства привело к созданию удивительнейшего по красоте мысли богословия православной иконы, вершиной которого стало обоснование существа и сущности иконописания на VII Вселенском Соборе (VIII в.).
Русская земля также дала целую плеяду мыслителей-иконолюбов, таких, как о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский, Е. Трубецкой, Л. Успенский, А. Лосев, А. Грабарь и В. Лосский. Впрочем, список можно продолжать и продолжать…
В католицизме еще с IX века сложилось учение об иконе как особой картине, представляющей воспоминания о былых событиях, в той или иной степени связанных с христианством. И поэтому католики достаточно рано стали рисовать на иконах  наикрасивейших женщин, кормящих розовощеких бутузов. Ведь чем ярче картинка, тем ярче и воспоминание. Впрочем, не всегда эстетика телесного могла заместить образ духовного. Но тут уж заслуги католичества нет. Художники-мастера часто видели сильнее и глубже, чем этого хотелось заказчикам католической иконописи…
В православном храме икона играет важнейшую роль в богослужении. Святые, изображенные на иконах, участвуют в литургии напрямую. Таким образом, творят молитву одновременно не только люди, собравшиеся в церкви, но и сонмы святых, незримо присутствующие здесь же, в данном месте. Каждый молится о своем и об общем. Торжествует единение всех и вся. Торжествует Соборность. Наступает Время Оно…
Русская икона в чисто религиозно-культурном плане является наследницей иконы византийской. Ромейские традиции сохранялись и передавались в нашей иконописи вплоть до XVII столетия, подпитывая особую самобытную русскую традицию.
Раскол, а затем необдуманные, подчеркиваю, культурные реформы Петра Первого привели к тому, что в иконописных мастерских стали совершаться и откровенно богохульные акты, когда вместо образов святых на иконах стали выписывать лица всесильных властьимущих господ. Не с этого ли лицемерия и пошел упадок Православия в России? Как знать…
А примеры, скажем, из следующего века просто вопиют. «Матушка-императрица» Екатерина Вторая повелела выбросить из Успенского собора во Владимире иконостас времени Андрея Рублева и заменить его модным тогда иконостасом в стиле барокко. Но это только полбеды. В новеньком «приобретении» вместо св. Екатерины художник изобразил саму государыню. А архиереев и священников, протестовавших против насилия над Церковью при императрице Екатерине II, жестоко преследовали.
В связи с такими «реформами» иконопись стала застывать, а русские каноны иконы замещаться западными…
И только не ранее середины XIX века прекратился сей погром. Русское общество вновь открыло для себя свою же родную иконопись…
В XX веке процесс возрождения традиционной иконописи был прерван из-за войн и революций. Но сейчас дело обстоит гораздо лучше. Мы возвращаемся в иконописи к своим истокам. Медленно, болезненно, но возвращаемся. И одновременно восстанавливаем свою культуру, без которой не может жить ни один народ. А препятствий накопилось изрядно, да и СМИ больше заняты рекламой телефонов (в лучшем случае!), чем культурной традицией. Удастся ли сейчас реанимировать нашу культуру или нет, зависит не только от православных, но и от всех людей, которым небезразлично свое наследие предков. На том же Западе сторонников защиты католической культуры можно пересчитать по пальцам.
И о нашей стране. Да простят меня мусульмане и буддисты за это рассуждение, но я думаю, что Россия – Родина есть образ Небесного Отечества (как учили православные святые). Россия – икона, отражающая свет Небесного Отечества, и каждый из нас рисует ее. Кому достается малый мазок, кому и фрагмент по воле Божией…
Иконописцы писали иконы только после длительного поста: и физического, и духовного. Они старались ориентироваться на каноны, а прежде чем взяться за кисть, утихомиривали свои страсти. Мы же стараемся выплеснуть все эмоции и мысли на икону России. Мы заготавливаем свои рецепты для нее и смешиваем свои краски, не обращая внимания на традиции и каноны. Может быть, поэтому такой нескладной, а часто и уродливой выглядит наша история в XX веке? Изменимся сами – сможем написать истинную, а не фальшивую икону нашей Родины. Ту, которой порадуется Господь наш Иисус Христос.

Александр Гончаров

Александр Гончаров

Историк, кандидат филологических наук, православный журналист, корреспондент ИМЦ "Православное Осколье"

Читайте также: